Поэзия Вадима Шарыгина

Вадим Шарыгин. Размышления о поэзии.

Это подборка – моя степень проникновения, мой уровень постижения восприятия Мандельштама. Первое стихотворение этой подборки не посвящено, а обращено к нему, он его читает, вашими глазами охватывает, вашею единою гортанью одаривает голосом, звукосмыслами пространство поэзии, доселе неведомое многим почитателям и знатокам. Остальные стихотворения продолжают главное, за что боролся в поэзии Мандельштам – дух захватывающую речь, которую не спутать с прозой, не переложить на язык прозы, речь сугубо поэтическую, которая не умещается на плоскости существования даже самых ярких, хороших, приятных и понятных стишков, речь, бегущую «с джонки на джонку через всю ширину реки» и не ведающую о том, как она это делает! Называя настоящего писателя «смертельным врагом литературы», Мандельштам хирургически точно определил когда-то размер пропасти или размер крови раны, разделяющей талантливого поэта и нескончаемую тусовку формализованных литераторов, со всеми их регалиями, хорошими и плохими стишками, мешками макулатуры от литературы.  И если поэзия, по словам Мандельштама, это «сознание своей правоты», то я, сознавая свою правоту, беру на себя ответственность перед современностью и будущностью, заявляя о себе как о лучшем из тех, кто сегодня создаёт поэзию. Обладающий поэзией жизни читатель непременно попадёт под магию очарования этих стихотворений. Неимущий в поэзии почитатель стишков непременно отстранится от этих стихотворений, не зная что с ними делать, а главное, что делать с собой, со всею своею жизнью, не включённой в высоту пропасти их тайного очарования. Так я и назвал свою новую книгу: «Высокая пропасть».
Читайте и обрящете!

До встречи на перекрёстках эпохи,
Ваш Вадим Шарыгин.

Мандельштаму
  
                                         "Сохрани мою речь навсегда..."
  
 Настала торжественность: памяти, взгляда и голоса обнажена —
 Темна беззащитная стать, как в чернила макнули.
 И длится секунда, как, падая, слышит расстрелянных стоны княжна,
 И царствует ночь только в пору цветущих магнолий!
  
 Сухими напейся слезами из Чистых прудов!
 Мне стих Тридцать первого года — прожить бы вручную.
 И пляшет духанщиком день, все чаинки продав,
 И речь окунают в ангарскую прорубь ночную.
  
 Хватающих воздух губами, зашедшихся кашлем, блаженных найди —
 Ходячие тени, свершившихся лет доходяги —
 В осеннюю блажь погружённые строки, у коих вся смерть впереди,
 Хватили из мёрзлой бадьи веселящейся браги!
  
 И грянулась оземь давно ненавистная весть:
 Что нет таких горл на земле, чтобы выпростать свары
 Ночных камнепадов, и тихо при этом учесть,
 Ночных «воронков» ужасающе-тихие фары...
  
 Свой голос остывшей буржуйки отставший запишет поэт, наготу.
 И бледные тени трамваев, злой дребезг вбирая,
 В моём, до костей обнажённом, в сиротском, в таком же московском году, -
 Исчезнут под натиском солнца, в разгаре раздрая.
  
 9.09.2020 г.
 Дикое мясо «Дошло до того, что в ремесле словесном я ценю только дикое мясо,
  только сумасшедший нарост... Вот что мне надо»                
                                                        Осип Мандельштам.  
 
 В покинутых домах и в бездыханных весях — 
 Огни, одни, о дни мои, нечаянная россыпь фонарей,
 Примите странника, пусть я слезами высох,
 Взволнованным мирволю москворечным снам и делаюсь бодрей, 
 
 Когда царит простор и Савскою царицей
 Ступает ночь, и тенью по стене крадётся аравийский лязг!
 Жизнь пропадом пропала, но вернёт сторицей
 Туман — остроконечнейшую шаткость шор и шалость ласк.
 
 Минуя рык, стяжавших беспробудность клеток,
 В которых миллионы лакомятся диким запахом жратвы,
 Я больше не касаюсь взглядом глаз и меток,
 Стрелок, остановивший сердце навсегда, мы все — мертвы!
 
 Я радостно молчу словами о великом
 Высокочувственнейшем равнодушии своём, мне всё равно:
 Ни жив, ни мёртв — вдрызг не причастен, поживи-ка
 Вот так, узнаешь, в пальцах разотрёшь рациональное зерно!
 
 Наклон стены иль свежее объятье спячки?
 Мой славный бред свободных очертаний, бытиё мне на черта?!
 В Крыму заклинивший наган в руке Землячки
 И струйка крови запеклась в белогвардейском уголочке рта.
 
 Окончательный вариант концовки стихотворения:
 
 Нам жизнь теперь на крохотных лугах, спит горсточка, в тумане.
 Поспите, могикане вы мои, пусть не справляется костёр с кромешной тьмой!
 И тишина под небом. И-и в о л г а молчит. Строка обманет,
 Ведя тропинкою неведомой в цветущий мир, за горизонт мечты, д о м о-о ой...
 
 Изначальный вариант концовки стихотворения:
 
 Ни Запад, ни Восток уже, ни север с югом — 
 Не надобны! Печорина увозит вечная коляска, ээ-эй...
 Саднит поэзия... И тихо станет другом
 Есенин, стонет, чуть живой... И полночь стынет в сумраке полей...
 
 В покинутых пространствах ветер, волком воя,
 Оспаривает ночь у мёртвой тишины, но пустота сильней:
 Лишь ты да я, да мы с тобой, нас нынче двое:
 Читай, дослушай до конца - до горизонта тонущих коней!
 
 Ночь на 28.12. 2019 г. 

Из цикла «Цветаева, Мандельштам, Пастернак»

О Мандельштаме (1)
  
 Взгляд запрокинут в Рим, из рун изъят.
 И топкая бездонность глаз — утопленница Майской ночи  —
 Анфас: из амфорных руин, из «ять»...
 И зоркости, парящей в тишине, растоптанный комочек.
  
 На тонком гребне вспенившихся губ:
 Следы изведанных чудес и липкий хохот скомороха.
 Небрежный тон действительности груб.
 Легко становится, и вместе с тем до слёз, до дрожи — плохо!
  
 На выпуклых словах — слепая муть.
 Спустились певчие с хоров, бредут впотьмах по вязкой пяди.
 И рухнувший вглубь сердца сон вернуть
 Не представляется желанным мне, простите, бога ради!
  
 Кормилец нефов, нервов, куполов;
 Длань арбалетчика в миг высвиста стрелы в нутро атаки.
 Спит дворник, мебели для печки наколов...
 Танцуют грозди спелых рук и ног — гарцует ритм сиртаки.
  
 Прочищенной гортанью минарет
 Бродяг на пир коленопреклонённый созывает, плача:
 О том, что пусто небо, Рима нет,
 О том как по' ветру раздольные развеяны апачи!
  
 Пасьянс разложен. Трефы. Бубна пик.
 Червивой стала черва, сердцем перезревшим багровея...
 Какой-то малый у дороги сник,
 И полоснула мысль, как бритва сквозь ухмылку брадобрея:
  
 Никто к нам не вернётся, чернь кругом,
 Сгорает ночь, объемлем мир, присядем на дорожку!
 Степь, ярко подожжённая врагом,
 Жизнь лебединая — не навсегда, и смерть — не понарошку. 
О Мандельштаме (2)
  
 Взгляд запрокинут в Рим, из глаз изъят.
 На дне глазниц: триерный всплеск и звёздный пояс Ориона.
 Бой сердца, словно вытрушен из лат, —
 Царь Иудейский, на камнях, подле расшатанного трона.
  
 На тонком гребне вспенившихся губ
 Следы искромсанных чудес и липкий хохоток Петрушки.
 Небрежный тон действительности груб
 И эхо голоса об стенки бьётся в кровь — латунной кружки!
  
 На вызревших словах — не смыта муть.
 Спустились певчие с хоров, идут впотьмах домой, шаги считая.
 И надо в сердце обронённый сон вернуть —
 О вышитых на небе снах над тушею Индокитая.
  
 Кормилец сытых, зодчий Покрова,
 Тебе ли Грозный царь дарует жизнь, выкалывая очи,
 Чтоб не построил лучше... Смерть права:
 Народ, безумствуя, безмолвный зов по мостовым воло'чит.
  
 Прочищенной гортанью минарет
 Бродяг на пир коленопреклонённый созывает, плача:
 О том, что пусто небо, Рима нет,
 О том как по' ветру развеяны раздольные апачи!
  
 Непредсказуема метафора, как та,
 Косая скоропись предновогодних почерков открыток,
 В которых чувства через край, когда
 Московский снег идёт и Петербургских радостей избыток!
  
 К нам не вернётся время, но возьми
 Щепо'ть Сахары раскалённой с ще'потью двуперстья смысла!
 Столько на звёздных пастбищах возни,
 Что красота — дождишком вкрадчивым — над тихой далью свисла.
  
 2019 г.
За то, что я в пропасть взойду  «За то, что я руки твои не сумел удержать»
                                   Осип Мандельштам.
 
 За то, что я в пропасть взойду и оставлю открытою дверь
 В полночную тайну полуночной прелести сада, —
 Я должен испачканный кровью души бросить бисер, поверь,
 В забрызганный грязью загон, где жуют до упаду.
 
 В блуждающих ветрах ночных рукоплещут цветами года —
 В которых изящество взгляда и мысли аккордом
 Последним, стихающим явлено... Явь, ты, как речь, молода
 В сновиденном старчестве облика облака твёрдом.
 
 Откуда же взяться всем взявшимся за руки вкруг всей Земли,
 Когда б ты меня удержала от шага в поэты?!
 Колючие мётла в колодцах дворов кущи в кучи смели,
 И райские руки снам выдали волчьи билеты!
 
 А ты, угасая, тащила обвисшие крылья, ждала –
 Зажжённой свечи! – Я учился любить, в час по чайной...
 Сусальные слёзы – московских небес пролились купола.
 И падшую ночь довелось утром встретить случайно.
 
 И стоят ли все мои строки двух выцветших крыльев твоих?!
 Зачем восстаю против неба земного, скажите?!
 И кто-то, как будто за волосы, волоком выставит стих
 Под сумрачный дождь, и умолкнет, как все, небожитель...
 
 В распахнутый ветер окна, вместо старости, в радость шагну.
 Разбился упавший полёт? Да, но даль-то какая!
 Лишь парус вдоль скрежета шторма глаза провожают ко дну...
 Ишь, волны грохочут об берег, в мятеж вовлекая!
 
 18.07.22 г.
Я пью за последних младенцев
  
   «Я пью за военные астры, за всё, чем корили меня»
                                        Осип Мандельштам.
  
 Я пью за последних младенцев, ослепших от вспышки вдали.
 За то, что нам некуда деться, за радий, за роды в пыли.
  
 За всхлипы дельфинов в лагунах, за чеховских пьес прямоту,
 За всё, что сказать не смогу, но... губами схвачу на лету.
  
 Я пью за терпение свыше под куполом цирка церквей,
 За ливень по глиняной крыше, за дом, от дороги правей.
  
 За чёрную с белым волною нагрянувшую в брызгах блажь,
 За слово, которым волную, за должное, что мне воздашь,
  
 Когда, осушив горло влагой, покинет хрусталь лёгкий брют.
 Я пью там, где тень бедолагой, отбросил предательски Брут;
  
 Где песнь стрекозы обречённой прекрасней трудов муравья!
 Я пью, там где поп и учёный, небесных отцов сыновья –
  
 Развесили простынь льняную для смотра вживую картин.
 Под смех, кровью вен разлиную земной, от любви карантин!
  
 Я пью, уместив дождик мелкий в бокал, за иное, за вас,
 Участники сумрачной сделки, постигшие... в тысячный раз!
  
 19.07.2022 г.
 Огромное мгновение
  
 В приморском уголке земли,
 Соседствуя с прибоем чувств, с гарцующими бликами
 Фонтанов, с биением часов, сердец;
 С соитием влюблённых глаз, с покинувшим алеющие губы навсегда — 
 Признанием, в разгаре тишины морской,
 Под звёздами — уснули розы, стихла благодать.
 Взгляд возлежал на лепестках и высота глубин подлунных
 Ошеломляла безымянностью, в которой
 Угадывалась, будто бы улыбка в уголках, 
 Порода, словно в дымчатом нутре опала спали
 Подёрнутые дымкой лет холмы...
  
 Вся пряжа вымысла не стоила, пожалуй,
 Потраченных на чтение мгновений? — 
 Коснуться взглядом строк — не хитрая работа, правда?
 Жизнь тщательна... И тщетна ночь без сна...
 Глотком волны не утолить
 Накопленную веком жажду слова.
 И как оглохшая Цусима
 С замедленною мощью поглотила
 Мундиры с золотом умолкших русских лейтенантов,
 Так ночь бескрайняя над одиноким городом моим
 Жильцов своих навеки вечные
 Без права переписки забрала.
  
 Не море доносилось, но была
 Уверенность в присутствии его размеренных шагов.
  
 Безветрие. Безмолвие. Безбрачие.
 Безумие. Барбадос. Барбизон...
 Я ворковал, я вовлекал в раскаты моря парусники слов!
  
 Колодезная яркость звёзд пленяла,
 В просторном сумраке минуты утопали.
 Упали-то как просто и легко — тут лепестки, там мысли, здесь ресницы...
 Приснится, может быть, кому кромешный дождь,
 И пусть заглохнет всё кругом, до одури, до дрожи!
  
 Всё заколочено, крест-накрест, тишь окрест.
 А ночь, а я, вон там, с бессонницей в обнимку,
 Где далеко поют, должно быть, после сенокоса,
 Не различить костров, не спрятать голоса,
 Останусь, скоротаю вечность... Кто здесь?! — 
 Старик и море, просто ты — привык к разбросанным впритык к волнам — 
 Огням танцующей Г а в а н ы...
                 В а г о н ы 
                 нескончаемо гремят вдоль машущей руки на полустанке.
 Останки Родины моей. Не захороненные чувства.
 Исповедальны: россыпи уснувших роз
 И подвенечный шелест тишины...
 
 2019 г. 

Вадим Шарыгин.

Один комментарий к “Поэзия Вадима Шарыгина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *