Гений, опередивший время

29 сентября 2021 года весь творческий мир искусства будет отмечать торжественное событие — 450-летие со дня рождения Караваджо (1571-1610), знаменитого итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко.
Его настоящее имя – Микеланджело Меризи, художник получил свое прозвище «Караваджо» по названию коммуны в Италии в регионе Ломбардия в провинции Бергамо. Детство художника протекало в живописном уголке Италии в Ломбардии. Он родился 29 сентября в 1571 году. У художника было трое братьев и младшая сестра. Он был старшим сыном. Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. От болезни умирает его отец. После смерти отца данных о 8 годах жизни мальчишки неизвестны.
В 1584 году он отправляется учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника. Однако, официальных подтверждений этого факта не сохранилось. В 1592 году Караваджо настигает новое испытание — потеря матери. Наследство было разделено в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог перебраться в Рим. У художника был непростой характер — он постоянно ввязывался в драки и попадал в тюрьму.
Первые годы в столице Италии были нелёгкими для Караваджо. Денег едва хватало на питание и жильё. Но его заметил модный в то время живописец Чезари д’Арпино и принял Микеланджело на должность помощника в свою мастерскую. Пока ещё неизвестный художник писал натюрморты в картинах д’Арпино. В этой мастерской он познакомился с меценатами и художниками, в частности — с Яном Брейгелем Старшим. Здесь же Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).
В 1593 Меризи заболел лихорадкой, шесть месяцев находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни он создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет. Вскоре покровителем Караваджо становится кардинал Франческо Мария дель Монте. Художник получает доступ к творческому обществу Рима. В благодарность за оказанную услугу Микеланджело подарил написанную им картину «Корзина с фруктами» и ещё две работы — «Лютнист» и «Вакх». В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». По обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Тогда-то Микеланджело Меризи и стал Караваджо.
У художника была фотографическая память, не обнаружено ни одного его рисунка или эскиза – великий мастер свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.
Караваджо создал первый в истории итальянской живописи «чистый» натюрморт («Корзина с фруктами»), и благодаря ему появилось такое направление, как «авантюризм» в живописи. Одним из первых он применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени, а также «тенеброзо» — своё знаменитое «погребное освещение». Караваджо совершил революцию в построении картины, можно сказать, уничтожив её границы. Ввёл такие понятия, как жест и свет. В искусстве Ренессанса свет понимался как освещенность, а Караваджо превратил его в средство эмоционально-психологической характеристики. Свет выступает как необходимость повествования. Есть данные о том, что художник работал в тёмной мастерской, проделав в потолке отверстие для солнечного света и тщательно выверял, как должен падать свет в изображении персонажей его картин.
В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».
Караваджо пишет картины на религиозную тематику. Из ранних произведений можно отметить следующие: «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Караваджо, художник.

В конце 16 века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения: «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея». Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи дель Франчези в Риме. Ещё две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме украшены работами выдающегося мастера. Это «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». «Обращение Савла» — это величайшая веха современного искусства в силу своего мощного реализма и благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо первым взглянул на жизнь открытыми глазами, передав в изображении лошади живую натуру.
Уже в 17 веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.
Несколько последних лет жизни были очень плодотворными в творчестве Микеланджело и богаты на шедевры. У мастера появляются алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Они были написаны в Неаполе.
Находясь на Мальте, Караваджо создаёт картины «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». «Святой Иероним» (1608), написанный им по заказу приора мальтийского ордена в Неаполе Ипполито Маласпина, понравился великому магистру ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли. 14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.
На Сицилии из-под его кисти вышли «Погребение святой Лючии», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». В последние годы жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». В образе Голиафа художник изобразил себя. Эту символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.
В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника — «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор создал два варианта картины. Искусствоведы спорят о том, кто изображен на холсте. Есть версия, что это сам маэстро. В этой картине художник исследует жест и мимику. Но самым главным новаторством является одна деталь — изображение стеклянной вазы с цветами, в ней отражается окно в комнату, в которой происходит действие, а окно находится вне картины, за спиной зрителя. Так зритель вовлекается в картину, наблюдая барочную игру пространств – картинного и реального.
В галерее Дориа Памфили находится ещё одна редкая ранняя работа мастера — «Кающаяся Мария Магдалина». В этой работе Караваджо также особое внимание уделил деталям.
В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело: картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это произведение было написано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.
Картина «Иоанн Креститель» находится в Испании, в Толедском соборе. Мнения искусствоведов разделилось по поводу этой картины. Одни считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо, другие говорят, что картина была написана Микеланджело специально для Госпиталя Утешения.

Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью,

стычками и драками, штрафами и заключениями.

Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни. 29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Римский папа Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
31 июля 1610 года в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти. Не смотря на свой неукротимый нрав, Караваджо — гений, далеко опередивший свое время.
Работы автора выставлены в лучших галереях мира — Уффици, Эрмитаже, Метрополитен-музее, Лувре, Прадо. Произведение же великого итальянского мастера «Взятие Христа под стражу» хранится в Одессе, в Музее западного и восточного искусства. Картина поступила в музей из Музейного фонда в начале 1920-х годов, но до этого она имела долгую и интересную историю. В 1870 г. она (как оригинал Караваджо) была подарена русским коллекционером и дипломатом Александром Базилевским великому князю Владимиру Александровичу, который передал её в музей Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1901 г. картина была вручена Одессе — в подарок Городскому музею изящных искусств.
Картина «Взятие Христа под стражу» была создана Караваджо в 1602 году на сюжет евангельской истории по заказу римского коллекционера Чириако Матеи и хранилась в его семье. Картина имела большой успех и, как это часто бывало у Караваджо, он повторил её в нескольких репликах. Очень близкой к одесской является вариант картины из Дублинской национальной галереи (Ирландия).
До 30 июля 2008 года картина Караваджо занимала достойное место в экспозиции отдела западноевропейского искусства. В этот злополучный день была совершена кража полотна великого мастера. Воры проникли в здание во время ремонта и вырезали холст из рамы, повредив полотно. Страховая стоимость картины: €2 000 000, аукционная же стоимость оригинала варьировалась от $50 000 000 до $100 000 000, хотя эту астрономическую сумму подвергают сомнению.
Почти два года о картине не было никаких вестей. Только в 2010 году картину Караваджо «Поцелуй Иуды» удалось найти. Несколько человек, причастных к её похищению, были задержаны в Берлине. Суд над похитителями продолжается по сей день.

«Взятие Христа под стражу». Художник — Караваджо.

Для возврата полотна и поимки подозреваемых была организована большая операция с участием покупателя — «американского коллекционера», роль которого сыграл полицейский, одессит Роман Топилов. Как только похитители вышли на рынок, их сразу же арестовали. Мало того, что они варварски вырезали полотно из рамы, так ещё и хранили его в плохих условиях, что нанесло картине значительный вред.
После возвращения картины в Украину, её, как вещественное доказательство преступления, передали на ответственное хранение в Национальный научно-исследовательском реставрационный центр без права на проведение реставрационных работ.
Специалисты музея были обеспокоены таким положением вещей, т. к. считали, что картина нуждалась в срочном восстановлении и должном уходе.
Потребовалось множество обращений директора Одесского музея западного и восточного искусства Игоря Пороника в различные организации и в суд. Почти два года длилась долгая переписка и судебные заседания, чтобы наконец в апреле 2018 года получить разрешение суда на реставрацию картины.
За год была сделана техническая реставрация: кромки соединили встык с вырезанным полотном — это очень сложная работа. Также была подведена грунтовка под места утрат. Полотно было натянуто на подрамник. В настоящее время осуществляется художественная реставрация.
Большую помощь в реставрации, атрибуции и провенансе картины оказывают итальянские профессионалы. Основную работу в этих изысканиях провела итальянский искусствовед из Феррары — доктор Наталья Чечикова.
Впервые в июле 2019 года Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины официально допустил к полотну ведущего итальянского эксперта Джулию Гию, имеющую опыт в реставрации полотен Караваджо. Её приезд в Украину вместе с Наталией
Чечиковой прошёл через череду согласований и стал возможным благодаря вмешательству Чрезвычайного и Полномочного посла Италии в Украине Давиду Ла Чечилиа. Огромную работу для того, чтобы началось проведение реставрации картины «Поцелуй Иуды», провёл непосредственно Игорь Пороник.
Прекрасной датой завершения реставрационных работ и возвращение картины в Одесский музей западного и восточного искусства было бы 29 сентября 2021 года. Ведь именно в этот день весь мир будет отмечать 450-летие со дня рождения Караваджо! В связи с этим событием будет уделено особенное внимание к его творчеству и сохранности его произведений.
После выполнения реставрационных работ и возвращения картины в музей есть также реальная возможность с помощью итальянской стороны показать её в музеях Италии.

Алла Шляхова, художник, искусствовед и журналист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *