Только что, 6 июля 2020 года, от нас ушёл великий итальянский композитор и прекрасный человек — Эннио Морриконе. Однажды мне довелось встретиться с музыкантом в Риме. Случилось это несколько лет назад. Зная о его страсти к шахматам, я подарил ему дорогой коллекционный набор фигурок. Кстати, мы с Эннио тут же и сыграли в них. Конечно, Морриконе прожил долгую жизнь — чуть-чуть, каких-то девяти лет не хватило до столетия. Но всё равно мне, как и многим, кто знал композитора, безмерно жаль утраты. Автор написал музыку более чем к 400 фильмам! Нет нужды их перечислять — большинство нам известны и давно на слуху: это саундтреки к кино «Профессионал», «Однажды на Диком Западе», «Хороший, плохой, злой» и мн. др.
Тогда, во время нашей встречи, я задал ему несколько вопросов. Предлагаю читателям «Мужского Штриха» то давнее моё интервью с Эннио Морриконе.
—Эннио, скажите, сложно ли, сочинив столько мелодий, сохранить статус кво? Иными словами — не повторяться! Ведь нот только семь…
-Дорогой мой, все мы повторяем себя и повторяем других. Я не знаю таких людей, которые бы были на сто процентов неповторимы. Мы копируем моду — носим похожую одежду на бренды кутюрье. Мы копируем рецепты блюд на своей кухне — их ведь кто-то тоже однажды придумал, да-да. Так и в кино — похожих сюжетов миллион. Так и в музыке. Я не удивлюсь, если кто-то сравнит мои мелодии с Генделем или Верди, к примеру. Путешественники не могут каждый год открывать заново Америку — она уже открыта. Мы не в то время родились. Опоздали с открытиями. Поэтому всё, что нам остаётся — выражать себя. Я выбрал творческое самовыражение в музыке. А вы — в писательстве. Ну и отлично! Повторяйтесь на здоровье! Ваше право. И право любого человека.
-Всегда ли в вашей голове звучит музыка? Или только когда садитесь к инструменту?
-Это непредсказуемый процесс. Иногда музыка буквально льётся, переливается своими полутонами, где бы я ни находился и чем бы ни занимался. А иной раз я и устаю ото всяческих звуков — мне хочется побыть в тишине, вот как сейчас с вами, подумать над шахматной позицией, поразмышлять о былом, о человеческом существовании…
-Эннио, фильмы, к которым вы сочинили саундтреки, в основном имеют криминальную направленность. Взять, к примеру, знаменитый сериал «Спрут» про комиссара Каттани и итальянскую мафию. Как вы можете это объяснить?
-Никак не могу объяснить. Я соглашался на те предложения режиссёров, которые поступали. Полагаю, продюсеры основываются на вкусах зрителей, которым нужны хлеба и зрелища. Боевики, детективы, триллеры — вот то, что смотрит наша публика. Если мне моими мелодиями удалось коснуться чьей-то заблудшей души — я только счастлив от этого. Не секрет же, что музыка иной раз может и спасти человека!
Валентин Христов.
Щемящая до боли музыка. Не знаю, как такое Морриконе удавалось. Наверное, скрытые страдания жили в нём глубоко внутри. Хотя внешне он жил достаточно благополучно… Семья, дети, признания и всё такое…
Классика уже.