Юрий Ридченко: «Интуиция — весьма серьёзный инструмент!»

Если бы мне на выбор предложили планету для следующей жизни, я б не задумываясь воскликнула: «Хочу вязаную!». Почему-то планета из шерсти представляется сказочной и доброй. Там ко всему можно прикасаться с надеждой на ответное тепло.

Юрий Ридченко. Фото Юлии Руденко.

Однажды я повстречалась с Юрием РИДЧЕНКО, тем самым, который первый в России ярнбомбер. В его «Трикотажклубах» на Покровке и Пятницкой царит небывало волшебная атмосфера. Когда творчество перерастает примитивные задачи и превращается в нечто масштабное, то понимаешь, что не всё ещё потеряно в мире. Но конечно организовать этот процесс «с размахом» — стоит больших нервов. И конечно Юрий Ридченко не сказал мне об этом ни слова. Но глазу опытной журналистки всегда видно, когда человек работает в тихом оазисе, спрятанном от хищников, и когда он находится на спящем вулкане. Юрий — из тех, кто умеет рисковать. И, думаю, как раз легкий адреналин «Трикотажклуба» и притягивает к ним посетителей виртуального «клиентклуба».

Юрий Ридченко. Фото Юлии Руденко.

— Юрий, откуда вообще в вас вязание? Я хочу сказать, что для мужчин это увлечение не широко распространено…
— Когда-то мы жили в Прибалтике. В Латвии, Риге. Отец был военным. И там был «Ригас модес». В советское время они слыли законодателями мод. А когда мы вернулись в Россию, я был ещё школьником, маме порекомендовали обратиться на рижский базар. Тогда массово возили оттуда одежду в Москву. Она попробовала и увидела, что в этом есть интерес, хотя были сложности. Такого характера, как, например, в тот момент успешные челноки, так скажем, возили ярко-красные платья, а она — пастельные тона. И у неё шёл бизнес хуже, чем у остальных. Но однажды я закончил университет и стал перед выбором дальнейшего пути.
— А какой, если не секрет?
— Государственный университет управления, факультет предпринимательства. Мне либо нужно было создавать что-то своё, либо развивать семейный бизнес. Я остановился на втором варианте, и, собственно говоря, последние пятнадцать, да даже уже наверно больше лет, как я только этим и занимаюсь. Единственно был небольшой период, когда я работал в «Юкосе», потому что проходил преддипломную практику. Но это совершенно другая история…

Обвязанная машина. Фото Юлии Руденко.

— По вашим масштабным акциям по одеванию деревьев, лавочек, машин, статуй и пр. в модные вязаные полотна с оленями, видна глобальность устремлений. Вот столичные власти… Они просто не мешают? Или всё же помогают?.. Или не мешают?
— Не мешают. Иногда мы обращаемся к властям, иногда они даже нас просят что-то сделать, но, как правило, если это что-то мелкое, то мы даже не согласовываем, потому что это никаким образом не наносит вреда городу. Обычные граффити состоят из баллончиков с красками. А здесь — подошёл, привязал… Кому-то если не понравилось — подошёл, отвязал — проблемы нету…  Даже не испачкался за это время. Это касается деревьев в зимнее время, а летом мы конечно стараемся не утеплять, потому что чисто гипотетически может спрятаться жук под нашим полотном и начать кушать дерево.
— А чем же вы занимаетесь летом?
— В летнее время тоже бывают мероприятия. Просто ненадолго одеваем деревья так, чтобы не было никакого вреда. То же самое — нас просят иногда отправить какой-нибудь вязаный комплект посылкой, и мы предупреждаем: имейте в виду, летом — ненадолго, зимой — хоть до самой весны, вреда никакого, даже маленькая польза, если деревья стоят недалеко от дороги. В этом случае полотно останавливает поток загрязнений и деревьям легче пережить зиму.

В «Трикотажклубе». Фото Юлии Руденко.

— Юрий, а были ли у вас какие-то заказы, когда прям человек хотел что-то по шаблону-шаблону, тривиальное-тривиальное? Переубеждаете ли вы таких клиентов? И удаётся ли?
— Удаётся! О нас узнают, как правило, из публикаций в интернете и репортажей телевидения, которые регулярно выходят. К нам относятся, как к профессионалам, поэтому к рекомендациям прислушиваются и правильно делают. Потому что полосатые деревья это конечно для кого-то новинка, в диковинку, но для нас уже пройденный этап. Мы можем преобразить всё, что угодно, нам это не сложно. Но мы хотим всегда чего-то нового, мы всегда в поиске того, от чего получим удовольствие, как от совершенствования самих себя. Так что заказам нестандартным мы действительно искренне радуемся. Допустим, перед прошлым Новым годом мы одевали скульптуру девушки с веслом. Невероятное удовольствие получили от всего процесса, не смотря, что было холодно, не смотря на то, что нам впервые пришлось воспользоваться услугами подъёмного крана, и работали мы на высоте порядка восьми-девяти метров!
— Рискованно!
— Другой вопрос, что Дворец пионеров к своему мероприятию хотел свою стеллу украсить — она 55 метров высотой. Вот это уже достаточно серьёзная высота! И это самые мощные, самые высокие краны, которые только есть. И там уже должны работать другие специалисты. Я туда уже не буду подниматься: слишком велик риск!

Юрий Ридченко. Фото Юлии Руденко.

— Вы рассказываете сейчас об общественных заказах?
— Нет, «девушка с веслом» была коммерческим заказом. Потому что она стояла напротив окон одной в общем-то крупной компании, и у руководителя её возникла мысль подарить сотрудникам праздник. Только корпоративный такой праздник, так как одели мы девушку в корпоративных цветах «Газпромбанк Лизинг» — синий и белый. Конечно, мы сорвали им рабочий день, потому что у них современное здание с окнами во всю стену. И всё время, пока мы монтировали, народ на нас пялился, махал нам рукой, мы — им, и весь день был немножко… «весёлым». И в итоге у них это провисело декабрь, январь, февраль — всю зиму.
— А после общественных акций вы забираете свои изделия на апгрейд к новому сезону? Или оставляете?
— Да, забираем, когда они теряют свою презентабельность. Вид становится некрасивым. Ведь весной начинаются выделения смолы, грязь и пыль. Вообщем, деревья становятся… не обнимательны. Люди же любят, когда можно деревья обнять, сфотографироваться. А когда грязно — уже не то.

В «Трикотажклубе». Фото Юлии Руденко.

— Юр, вы сказали, что учились именно предпринимательству. А изучали ли вы специально соответствующую литературу конкретно для того, чтобы открыть трикотажные магазины и заняться ярнбомбингом?
— Авторов уже сейчас и не назову, так как слишком давно это было. Но совершенно точно, что десятка два килограмм книг у меня было, за которые я засел, перечитал, для себя сделал какие-то выводы. Потом в них разочаровался, потому что теория — одно, а практика — другое.
— Как мама отнеслась к продолжению сыном её дела?
— А как вы думаете?
— Я не знаю!
— Она помогает мне с ассортиментом. Это главный человек в компании по ассортиментной политике. Она хоть и в возрасте, у неё очень светлая голова, и те модели, которые она делает на молодёжь, молодёжь покупает с удовольствием. Нет такого, чтобы она не следила за модными тенденциями.
— Юрий, а сами-то вы вяжете?
-…Н-да!.. Терпения у меня на вязание нету… Времени на вязание нету… Ваши коллеги из разных СМИ буквально заставили это сделать, потому что всем очень нравятся картинки, где бы мужчина чего-нибудь повязал спицами, крючком. Но более мне приносит удовлетворение занятие организацией тех мастеров, которые вяжут что-то полезное, т. е. на заказ, когда им не надо думать о том, чтобы реализовать свои изделия. Мы ведь вяжем сотнями и даже тысячами штук под конкретных заказчиков. Особенно сейчас — в самый сезон!

Юрий Ридченко. Фото Юлии Руденко.

— Мой бывший супруг частенько раздражался, видя меня за вязанием. Он считал, что вязание — прерогатива бабушек. У вас же совсем иное видение процесса…
— У меня это профессиональное. Я на самом деле всё время развенчиваю миф о том, что вязание — занятие для бабушек. Очень много, кстати, и парней молодых, которые вяжут и зарабатывают этим даже себе на жизнь помимо хобби. И на хэндмейд-выставках их всё больше и больше. В метро их можно часто встретить. Да, отчасти это такой эпатаж, прикол для привлечения внимания. Но тем не менее эти же ребята на ярмарках стоят со своей продукцией и зарабатывают неплохие деньги.
— О чём мечтаете, что ещё не воплотили в жизнь?
— Да сына родить! У меня три дочки… Шучу… Дочками я тоже доволен! Есть в голове несколько проектов. Но я говорить о них не буду. Они — в планах. И посему не столько мечта. Я вижу, что они реально могут выстрелить. Один и второй — масштабные. Почему я до сих пор их не сделал? Потому что ещё не доросли мы до этого немножко. Крупнее станем, когда сможем своими силами их выполнить, тогда предложим городу и населению.
— Вы какой бизнесмен? Больше спонтанный? Или же расчётливый?
— Хороший вопрос… Наверно, больше спонтанный. Нет, просчитывать безусловно приходится, но интуиция — весьма серьёзный инструмент в работе.
— Какое у вас главное правило на работе? Что имеет наибольшее значение в отношении к персоналу, в отношениях с клиентами?
— Юмор. И на собеседованиях, и на встречах с контрагентами юмор всегда даёт положительный эффект. Поэтому если вы вдруг начнете курить обвязанную трубку или подарите букет вязаных цветов — это само по себе настраивает беседу на добродушное приятное русло.

Юрий Ридченко. Фото Юлии Руденко.

— Расскажите о первом заказе «Трикотажклуба»!
— Сложно вспомнить точно. Пятнадцать лет назад появился первый магазинчик в спальном районе, который постепенно развивался и двигался в центр. Потом — ещё один, не совсем удачный: то открывался, то закрывался, то перемещался в Ярославль, то обратно. И это была обычная торговля. Розничная классическая торговля. Но с особым подходом к ассортименту. Всё время пытались выискивать что-то в классике с элегантными акцентами. Чтобы не «вырви глаз» и не совсем академическая классика, а что-то посередине. И всегда привлекали тех мастеров, которые вяжут малыми партиями такую продукцию, которую никогда не встретишь в мосмаркете. Лет пять назад мы увидели, что где-то за рубежом одели дверную ручку, что-то ещё. И несколько ночей не было сна, потому что фантазия бурно развивалась на эту тему. Появлялись идеи, которые были связаны именно с развитием своей розницы, маркетинговые ходы — как одеть деревья рядом с магазином. С этого всё началось: мы стали делать это для себя. А потом на нас стали обращать внимание другие компании: «Можно ли и для нас сделать?». «Конечно можно!». Потом несколько раз в общественных мероприятиях участвовали. И город был неоднократно заказчиком. И субподрядчиками мы были. Скажем, для олимпиад мы делали большой проект. Первое время мы делали переразмещая заказы у наших поставщиков. Сейчас у нас своё производство. Пусть и маленькое, но своё.

В «Трикотажклубе». Фото Юлии Руденко.

— Заказывают ли вам что-нибудь связать звёзды эстрады, кино?
— Бывало. Но я не смотрю телевизор, поэтому мало кого знаю в лицо. В основном наши продавцы любят много и долго рассуждать о том, сколько знаменитостей к нам заходило. Было. Одевались. Комментарии в книге отзывов оставляли. Это что касается розницы. Что же касается ярнбомбинга, то мы как-то ездили на фазенду к Эвелине Блёданс. Мы одевали деревья, одевали вазочки и капот её внедорожника.
— И она так ездила? А что там было? Вязаное имя — «Эвелина Блёданс»?
— Там была графика, связанная с её ребенком — «Мама Сёмы». И жаккардом вывязанные рисуночки… Ещё Фред Дёрст, солист американской рэпкор-группы «Limp Bizkit», собирающей стадионы, к нам заходил. Ему хотелось посмотреть что-то необычное в Москве, и кто-то посоветовал нас. И по иронии судьбы тогда на витрине была вязаная гитара и рядом — мастер-мужчина, который лежал и вязал. И когда Фред подошёл — увидел гитару, пришёл в восторг и попытался устроить импровизированный концерт. Человек, который собирает сотни тысяч, — поёт камерно в маленьком «Трикотажклубе»! Это надо было видеть! Естественно, мы не могли не откликнуться и не сделать ему презент. И хотя стояла июльская жара, мы вручили ему стильные гетры. Он воскликнул: «Ок, я вернусь в Калифорнию и буду носить их не снимая! Совсем не важно, что у нас в среднем всегда температура 33 градуса. Не забуду вас никогда!».

Обвязанная машина. Фото Юлии Руденко.
Обвязанная машина. Фото Юлии Руденко.

— Здорово! А ещё хотела спросить… Сейчас модно домашних животных одевать во всякие одёжки. Вы собачкам тоже вяжете?
— Да, у нас бывают такие заказы. Например, для рекламной компании фирмы «Lenovo» в прошлом году мы вязали жилетку для козы. И по всей России прошла реклама с участием нашего жилета. Причем, так случилось, что для главной фотосессии козу подменили, и соответственно сменился размерчик. Девушка-ассистент в панике не знала, что делать. Благо, у меня всегда в машине с собой какие-то материалы и инструменты: пришлось прямо на месте, лёжа под козой, ушивать. Конечно, вышло не идеально, на скорую руку: коза была с почасовой оплатой, у неё дальше другая фотосессия была запланирована.
Потом мы для Рождественской ярмарки на Манежной площади делали свитера для лошадей, для пони, которые катали детей по площади — они были в тематическом орнаменте.
У нас достаточно много проектов. Следите за событиями на наших сайтах!
— Ну что же… Спасибо, и желаю вам с «Трикотажклубом» разъярнбомбить своим шикарным ярнбомбингом всё то, что ещё разъярнбомбить не успели!

Беседовала Юлия Руденко.

2 комментария для “Юрий Ридченко: «Интуиция — весьма серьёзный инструмент!»

  1. Всё в мире перепуталось. Женщины дома строят, мужчины — вяжут…. Осталось мужчинам рожать научиться от непорочного зачатия — и порядок, можно жить отдельно — половина земного шара мужчинам, половина женщинам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *